Ссылка =>
Средний храм Аланского городища в честь Святой Троицы
В канун 2000-летия христианства в Архызе произошло событие, всколыхнувшее весь православный мир. На скальной террасе напротив Нижне-Архызского городища было найдено изображение в последствии названное «Архызский лик-наскальная икона». Образ сразу стал почитаемой святыней и объектом паломничества христиан.
Изображение обнаружено случайно в мае 1999 г. жителями ст.Зеленчукской — братьями Сергеем и Анатолием Варченко. Икона находится на крутом левом берегу реки Большой Зеленчук на высоте около 150 м выше уровня реки на плоской поверхности песчаниковой скалы светло-охристого цвета. Размеры ее примерно 140х80 см, что позволяет считать его образцом монументальной живописи.
Высказывались различные точки зрения о времени создания и характере Образа. В одной из последних работ В.А.Кузнецов дал следующее описание изображения: «Написан в скупой цветовой гамме – контуры и тени выполнены темно-коричневым суриком, объемы выделены белилами, живопись подчинена канону, характеризующему иконографическое искусство Византии IX – XI вв.: строго фронтальное расположение головы, огромные с пронизывающим взглядом глаза, линеарно-графический стиль рисунка, тонкая светотеневая моделировка, намечающая объемность лика».
Нельзя не отметить важную особенность – скала, где нарисован Образ, своей плоскостью обращена почти строго на восток. Если же мысленно продолжить вектор направления глаз образа, то он укажет на Средний Зеленчукский храм – второй по величине храм городища. Можно утверждать, что прямая зрительная связь между иконой и древнейшим храмом на территории Нижнего Архыза не случайна, а указывает на духовно-литургическую и историческую связь между ними.
Ученые склоняются к точке зрения о хронологической близости создания Образа ко времени строительства храмов и создания Аланской епархии.
О том, что находка вполне «вписывается» в хронологическую шкалу существования христианских памятников Нижнего Архыза, говорит и С.Н.Малахов. Его аргументация опирается на рассмотрение особенностей эволюции поклонения образу в Византийской империи.
По вопросу о датировки указывается, что изображение не могло появиться ранее второй половины X в., но и не могло быть исполнено позже второй половины XIV в. Наиболее вероятный период для создания росписи конец XI – начало XII в. Архызская находка написана профессиональным византийским изографом, хорошо владевшим всеми приемами иконописи.
Существуют на земле места, где время не искажает дорогие черты. Где сохранено все и ничто не портится ни сыростью, ни подлостью. Где память не утрачивается, где можно самому увидеть все то, на что надеешься и что любишь.